Подвиг капитана Шапошникова

Капитан Ф. Д. Шапошников

Капитан Ф. Д. Шапошников

Шел сентябрь 1942 года. Гитлеровские войска, во что бы то ни стало, стремились овладеть Новороссийском. 17-я немецкая полевая армия группы армий «А» вместе с румынскими частями все ближе и ближе подходила к Новороссийску, используя свое превосходство в живой силе и артиллерии. Советские войска изо всех сил старались защитить черноморский город-порт. Наземным войскам помогала авиация Черноморского флота. 10 сентября 1942 года группа наших бомбардировщиков ДБ-3Ф наносила бомбовый удар по войскам противника уже занявшим большую часть западного района Новороссийска. Их сопровождала четверка истребителей Як-1 62-го авиаполка под командой капитана Семена Мухина. Четко отбомбившись по вражеским позициям, наши «ДБ» стали возвращаться на свою базу в Геленджике. Их отход прикрывали истребители Мухина. Как уже на подлете к своему аэродрому командир получил по радио приказ уничтожить немецкий самолет-корректировщик Фокке-Вульф-189. Вражеская «рама», так называли этот самолет наши солдаты за весьма характерные очертания фюзеляжа, буквально висела над Кабардинским перевалом и корректировала огонь фашистской артиллерии по Новороссийску и Геленджику.

Первым атаковал «раму» капитан Мухин, однако его орудийные и пулеметные очереди прошли мимо. Развернувшись после атаки, командир увидел, что ФВ-189, взяв курс на север, снижаясь, уходил на большой скорости. Его неотступно преследовал истребитель Федора Шапошникова. По всей видимости, у Шапошникова уже не было боекомплекта, кончалось горючее, и он принял решение идти на таран. В 17 часов 55 минут на высоте не более 200 метров правой плоскостью своего «Яка» ударил «раму», та резко пошла с крутым креном вниз и рухнула в лес на склоне горы. Но и истребитель Шапошникова, потеряв крыло, упал на склоны хребта. Летчик не смог покинуть свою боевую машину, и погиб вместе с ней.

За этим боем на земле наблюдали сотни наших солдат, жизни которых спас своей гибелью летчик Шапошников. Но найти упавший советский истребитель, и похоронить героя тогда не было никакой возможности – драматические события, разворачивавшиеся на фронте, этому не способствовали. Искать погибшего летчика на большой горной территории было просто некому и некогда. Даже в оперативной сводке место его падения обозначено, примерно как район Кабардинка-Геленджик, хотя упал он на самом деле недалеко от станицы Эриванской.

О подвиге капитана Шапошникова широко узнали на флоте. По представлению командования полка он был посмертно награжден орденом Отечественной войны I степени.

Ф. Д. Шапошников с однополчанами. Фотография. 1941 г.

Ф. Д. Шапошников с однополчанами. Фотография. 1941 г.

Федор Денисович Шапошников родился 13 апреля 1905 года в селе Борисовка Екатеринославского уезда Екатеринославской губернии (перед войной это Бердянский район Запорожской области Украинской ССР). В 1932 году окончил школу младших авиационных специалистов и по 1942 год проходил службу на разных должностях состава ВВС Черноморского флота. Еще в 1927 году он женился на Вере Федотовне (1909 года рождения) и у них были дети: Николай (1928 г. р.), Владимир (1929 г. р.), Светлана (1938 г. р.) и Леонид (1940 г. р.).

Войну член ВКП (б) капитан Федор Денисович Шапошников встретил командиром звена 9 авиаполка Военно-воздушных сил Черноморского флота. В первые месяцы войны в ожесточенных боях над Черным морем сбил несколько вражеских самолетов. Однажды после очень тяжелого боя Федор Шапошников был несправедливо обвинен в трусости, разжалован и рядовым летчиком отправлен в 62-й авиаполк, который дислоцировался тогда в Геленджике. Незадолго до своей гибели Федору Денисовичу вернули звание капитана, но на командной должности не восстановили. Горький осадок от несправедливого обвинения остался. И можно не сомневаться в том, что когда капитан Шапошников принимал решение таранить вражеский корректировщик, он помимо стремления выполнить приказ желал доказать тем, кто его несправедливо оболгал, что он не трус, и готов всегда отдать свою жизнь, если это будет необходимо. И мы знаем, что не каждый летчик мог решиться пойти на таран.

Вера Федотовна с детьми получила на мужа похоронку только 15 апреля 1944 года. В ней говорилось, что «ваш муж капитан Шапошников Федор Денисович в бою за Социалистическое Отечество, верный военной присяге, проявив геройство и мужество, 10 сентября 1942 г. таранил самолет противника, погиб смертью храбрых…»

Прошли годы. Подвиг капитана Шапошникова был не забыт. Его описали М. Жирохов и О. Каминский в книге «Воздушные тараны над Черным морем». Бой над Кабардинским перевалом упомянут и в книгах «Выбирают таран», «Русские идут на таран». В Севастополе на памятнике летчикам Черноморского флота, совершившим в годы войны таран, высечено и имя капитана Шапошникова. Вот только неизвестным оставалось место падения его самолета. Хотя в Интернете было размещено много противоречивой информации. В одном месте было написано, что таран был совершен им на самолете И-16, в другом – таран произошел над Новороссийском. И даже имеется информация о разных местах захоронения Федора Денисовича, среди которых упоминаются Геленджик и Кабардинка. Например, в той же похоронке прямо указано, что место захоронения «в районе Кабардинки Краснодарского края».

Однако настоящее место гибели было обнаружено поисковиками только спустя 72 года после героического тарана. Свидетелями гибели летчика стали и жители станицы Эриванской, как часто случалось, это были вездесущие мальчишки. Из этих ребят до наших дней дожил только Николай Петрович Таран. До этого он уже помог поисковикам найти сержанта Прохорова и его самолет. Об этом написано в статье «Последний бой сержанта Прохорова» газеты «Восход» № 51 за 2015 год.

Николай Петрович вспомнил и тот сентябрьский вечер 1942 года, когда в верховьях Мандрыкиной щели, что к юго-западу от станицы Эриванской упал советский самолет. Ребята постарше на следующий день бегали на место катастрофы и потом рассказывали о разбросанных горящих обломках и останках пилота. И вот спустя много лет Николай Петрович, несмотря на свой преклонный возраст, привел на это место членов общественной поисковой организации «Кубанский плацдарм». Был декабрь 2014 года. Наш проводник чувствовал себя неважно – барахлило сердце, но считал своим долгом перед погибшими летчиками лично принять участие в поисковой экспедиции.

Дорога к месту падения пролегала по труднодоступной горной местности. Значительную часть пути пришлось преодолевать пешком по узкому руслу Мандрыкина ручья. Место падения располагалось в сотне метров от ручья на склоне отрога хребта Коцехур. После войны здесь активно заготавливали лес, и один из лесовозных волоков прошел прямо по воронке, образовавшейся на месте падения. Все сохранившиеся обломки самолета оказались в отвале на обочине волока, и были разбросаны по склону ниже падения. Сразу удалось выяснить, что воздушная машина являлась истребителем советского производства Як-1 раннего выпуска, и падала со стороны Кабардинки. Среди искореженного металла собрали часть останков пилота. Подняли и некоторые личные вещи. Особый интерес представили наручные часы, от них сохранился лишь корпус, а также детали парашютной системы, которой летчик так и не смог воспользоваться. На одном из обломков двигателя прочитали выбитый номер ПФ3-729.

Работа с архивными документами позволила выяснить, что мотор с таким номером был установлен на истребителе Як-1 № 0686, выпущенном с завода № 292 в городе Саратов 19 августа 1942 года. Самолет был направлен на пополнение ВВС Черноморского флота, где вошел в состав 62 авиаполка. И именно на этой воздушной машине 10 сентября 1942 года поднялся в воздух капитан Федор Денисович Шапошников, совершив свой последний боевой вылет.

Николай Петрович Таран с нетерпением ждал, когда же, наконец, будет установлено имя пилота Як-1 в Мандрыкиной щели, но не дожил до этого момента две недели. В начале 2015 года Николая Петровича не стало. Вспоминая его, Евгений Порфирьев сказал: «Он ушел из жизни, выполнив свой долг перед сержантом Прохоровым и капитаном Шапошниковым. И если существует жизнь после смерти, то наверняка они встретили там и поблагодарили Николая Петровича за все, что он для них сделал». Светлая ему память.

Точка в этой истории была поставлена 3 марта 2015 года. В Краснодаре в Выставочном зале Боевой Славы парка 30-летия Победы в торжественной обстановке останки капитана Ф. Д. Шапошникова и некоторые личные вещи, в том числе и часы, были переданы консулу Украины в г. Ростов-на-Дону Александру Гончарову в присутствии представителей Министерства иностранных дел в Краснодарском крае. Проживающий в селе Борисовка Запорожской области внук Федора Денисовича Александр Шапошник по понятным причинам приехать на церемонию в Краснодар не смог. Но он попросил, чтобы останки его деда сопровождали на Украину представители российской стороны.

Родные капитана Федора Шапошникова передали огромную благодарность кубанским поисковикам, за то, что помогли возвратить на родину их героического деда, где был предан земле на сельском кладбище.

В заключении заметим, что, несмотря на известные события, происходящие сейчас на братской Украине история Великой Отечественной войны у русских, белорусов, украинцев и других народов бывшего Советского Союза одна на всех и у человеческой памяти о героическом прошлом нет границ.

В.П.ПОНОМАРЕВ,

педагог дополнительного образования Дома детского творчества г. Абинска

1 комментарий

Сохранен как Без рубрики

Один ответ на Подвиг капитана Шапошникова

  1. sh.shaposhnikov

    Привет.
    и их дети: Николай (1928), Владимир (1929), Светлана (1938) и Леонид (1940).
    Скажите, что случилось с детьми?
    Есть живые потомки?…
    (Я внук Владимира Шапошникова)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *