Последний бой сержанта Георгия Прохорова (из истории воздушных боев на Кубани)

Сержант Г.Б. Прохоров. Фотография. 1940-е гг.

Сержант Г.Б. Прохоров. Фотография. 1940-е гг.

Что мы современники знаем об ожесточенных воздушных боях, развернувшихся в небе Кубани в 1942 – 1943 годах? В основном, только то, что было написано в 1970 – 80-е годы. Из самых известных и доступных читателю книг можно назвать труд маршала А. А. Гречко. Однако в этих изданиях приводились самые общие сведения о сражениях в небе Кубани. Описывались подвиги наших выдающихся летчиков-асов Покрышкина, братьев Глинка, Речкалова, Фадеева, а о тысячах пилотах сражавшихся и погибавших в кубанском небе мы не знаем, практически, ничего. Сейчас настало время вернуть из небытия имена неизвестных героев, многие из которых до сих пор лежат в земле незахороненные вместе со своими боевыми машинами. В этом важном деле помогает поисковая работа. Автору этих строк вместе с друзьями и единомышленниками Дмитрием Ковалевым и Владимиром Васильченко посчастливилось познакомиться с Евгением Порфирьевым, заместителем руководителя краевой поисковой организации «Кубанский плацдарм». С ним у нас сложились добрые отношения и плодотворная деятельность по поиску и обнаружению погибших самолетов на территории Абинского района. Вот уже более трех лет ведется эта работа. Найден не один советский самолет и совместными усилиями установлены имена погибших пилотов. Благодаря тесному сотрудничеству между поисковиками всей страны и даже ближнего и дальнего Зарубежья, кропотливой работе с архивными документами во многих случаях удается восстановить не только имя, но и факты военной биографии летчика, а также найти их родственников и передать останки. На разных этапах поиска и обработки находок принимают посильное участие юные поисковики-следопыты из объединений Дома детского творчества «Юный археолог» и «Музееведение», работающих на базе СОШ № 3 г. Абинска. В этой школе создан краеведческий музей, где в зале «Эхо войны» развернута экспозиция, посвященная погибшим летчикам и их боевым машинам. Это, несомненно, является очень действенным направлением патриотического воспитания молодежи, пробуждает чувство гордости за героическое прошлое своей Родины.

Успех в поисковой работе был бы не возможен без помощи простых жителей района, тех, кто сохранил в памяти события 70-летней давности и указывал места падения самолетов. Мы им очень благодарны.

Этой статьей мы начинаем рассказывать об итогах поисковой работы и сегодня рассказ о летчике Георгии Борисовиче Прохорове.

В апреле 2014 г. житель станицы Эриванской Николай Петрович Таран показал место падения советского самолета. Сам он свидетелем воздушного боя не был, но от своих старших товарищей не раз слышал рассказ о гибели советского истребителя, упавшего к югу от станицы в верховьях Эриванской щели. Уже после войны он и сам побывал на том месте, где лежали обгоревшие обломки. Спустя 70 лет Николай Петрович вновь пришел на это место, но уже с поисковой группой. Место катастрофы располагалось почти на вершине отрога, с которого открывался красивый вид на хребет Коцехур и вершину Чубатая.

Бой ПрохороваОбнаруженные фрагменты самолета позволили определить истребитель типа Як-7б. Это подтвердили найденные остатки боекомплекта 12,7 и 20 мм, полное отсутствие прессованной фанеры и собранная по частям бронеспинка пилота. Самолет падал почти вертикально, зацепив вершины крупных деревьев. На их стволах и сейчас можно увидеть следы той трагедии. После обследования воронки были извлечены фрагменты конструкций, редуктор, обломки мотора, парашютная система и останки пилота. Состояние костных останков и зубов, свидетельствовало о том, что летчику было около 20 лет, а самолеты Як-7б состояли на вооружении исключительно 278 истребительной авиационной дивизии. Это сужало круг поиска, но не указывало на имя пилота. И только, когда был, наконец, обнаружен фрагмент двигателя с выбитым номером, удалось установить погибший самолет. Им оказался Як-7б № 3779 с мотором М-105 ПФ № 4-2802, не вернувшийся с боевого задания 20 апреля 1943 г. В своем последнем боевом вылете этот самолет пилотировался летчиком 274 истребительного авиаполка сержантом Георгием Борисовичем Прохоровым.

Из Оперативной сводки о боевой работе 278 ИАД от 20 апреля 1943 г.: «Утром в 7-20 – 7-45 в районе Новороссийска на высоте 3000 – 4000 м пара наших истребителей – младший лейтенант Дудинов и сержант Прохоров встретили выше себя четыре Ме – 109 и одновременно ниже себя два Ме-109, с которыми завязали воздушный бой. После выхода из воздушного боя Дудинов внезапно был атакован Ме-109, огнем которого были пробиты плоскости, фюзеляж и воздушная система. Посадку произвел на живот в 1 км севернее станицы Северская. Сержант Прохоров с боевого задания не вернулся».

По данным о безвозвратных потерях в частях 3 истребительного авиационного корпуса, пилот 274 полка пилот Прохоров Георгий Борисович, 1923 г. р., уроженец г. Ташкента Узбекской ССР. Был призван Раменским РВК Московской области. Не вернулся с боевого задания 20 апреля 1943 г. Отец – Прохоров Борис Евсеевич, проживал по адресу: г. Хабаровск, ул. Знаменщикова, д. 3.

Боевая биография сержанта Прохорова оказалась очень короткой. Свой первый боевой вылет он совершил накануне гибели 19 апреля. Второй вылет стал для него последним. Изучение немецких архивов, и сопоставление GPS координат места падения с системой координат люфтваффе, позволило Е. Порфирьеву установить имя немецкого пилота сбившего истребитель Прохорова. Им оказался командир 8 JG 52 гауптман Гюнтер Ралль. В 06-49 по берлинскому времени (07-49 по Москве) он заявил о сбитом им советском самолете севернее Геленджика в квадрате 85351, что по месту и времени полностью соответствует обстоятельствам воздушного боя, в котором погиб сержант Прохоров.

Наш летчик, сам того не зная, вступил в бой с одним из лучших асов третьего рейха. За годы второй мировой войны Гюнтер Ралль сбил 275 самолетов, в том числе 241 советский истребитель, став третьим по результативности пилотом люфтваффе, после Хартмана и Баркхорна. Сержант Прохоров был 116-м в его списке. Г. Раллю удалось пережить войну. Умер он в 2009 г. в возрасте 91 года и в звании генерал-лейтенанта авиации ФРГ. Ралль был награжден всеми высшими наградами фашистской Германии вплоть до рыцарского креста с дубовыми листьями и мечами.

В отличие от него, сержант Прохоров не имел наград и за свой короткий путь летчика-истребителя не успел сбить самолетов противника. Но завоевать господство в воздухе было невозможно только силами уже состоявшихся асов, и именно на плечи таких рядовых тружеников войны, как сержант Прохоров и его товарищи, для многих из которых их первый боевой вылет стал и последним, легли основные трудности воздушных боев в небе Кубани и именно их жизнями оплачена столь трудная и столь важная победа в Кубанском воздушном сражении.

Сразу после установления личности погибшего пилота был организован через средства массовой информации поиск родственников, который не дал результатов. Обратились и по месту последнего места жительства Георгия Борисовича в г. Хабаровск по улице Знаменщикова № 3. Там в настоящее время проживают офицеры штаба Дальневосточного военного округа. Но даже старожилы не помнят жильцов по фамилии Прохоров. Оставалось попытаться найти в архиве данные об отце сержанта Прохорова – Прохорове Борисе Евсеевиче. В учетной карточке было указано, что в период 1942 – 1943 гг. он служил военным прокурором Дальневосточной железной дороги и проживал в Хабаровске на улице Знаменщикова дом 3, квартира 5. Впоследствии его перевели для дальнейшего прохождения службы на Донецкую железную дорогу. В 1948 г. Б. Е. Прохоров вышел в отставку и остался жить с семьей в г. Красный Лиман Донецкой области. Кроме сына Георгия, у Бориса Евсеевича была дочь Ида 1925 г. р.

Рассказывает Евгений Порфирьев: «Поиски Иды Борисовны превратились в настоящую детективную историю, причем в прямом смысле этого слова, поскольку на определенном этапе к поискам подключился самый настоящий детектив, который ранее сам чуть было не оказался родственником одного из найденных нами бойцов. Помимо прочего, трудности поисков были сопряжены с боевыми действиями, ведущимися на территории Донецкой народной республики, в том числе и в г. Красный Лиман. Для начала было установлено, что на территории постсоветского пространства, проживало четыре Иды Борисовны 1925 г. р. Первая была жительницей г. Горловки на Украине. С трудом, но ей удалось дозвониться, она оказалась полной тезкой искомой Иды Борисовны, но не той, которая нам была нужна. Две другие проживали в Раменском и Москве, но снова «мимо». Четвертая, и последняя в нашем списке проживала в Екатеринбурге. Вот, за ней нам пришлось побегать по стране! В 2006 г. Ида Борисовна Перевалова выехала из Екатеринбурга в Евпаторию, а ее сын Перевалов Борис Владимирович 1947 г. р. – в г. Нефтеюганск Тюменской области. Когда же было установлено, что Перевалов Борис Владимирович родился в г. Красный Лиман, то уже не оставалось никаких сомнений, что мы на верном пути. Но поиски снова зашли в тупик: в Нефтеюганске не оказалось человека по имени Перевалов Бориса Владимирович, а Перевалова Ида Борисовна, к сожалению, умерла три года назад. Далее происходила цепочка случайностей и совпадений, укладывающаяся в одну линию. В середине июня я отправился на два дня в Москву в служебную командировку. Уже возвращаясь обратно, за час до отъезда из гостиницы в аэропорт мне позвонила специалист по поиску родственников Галина Мастипан и взволнованным голосом сообщила, что найден племянник сержанта Прохорова – Борис Владимирович Перевалов, и не где-нибудь, а в Москве. Я сразу же с ним созвонился и ровно через час мы уже беседовали в фойе гостиницы. За те несколько минут, которые были у нас на общение, Борис Владимирович рассказал, что его дед Прохоров Борис Евсеевич до последних дней своей жизни, а умер он в 1956 г., прилагал все усилия для установления обстоятельств и места гибели своего сына, но все тщетно. В семье Переваловых (Прохоровых) помнят и чтят летчика-истребителя дядю Георгия. В семейном фотоальбоме на почетном месте хранятся две его фотографии в военной форме. Тогда же Борис Владимирович выразил огромное желание в ближайшее время приехать на Кубань с внуком Антоном и посетить место гибели своего дяди».

При раскопочных работах на месте гибели Георгия Прохорова среди многочисленных фрагментов самолета была найдена деталь бритвенного станка. Единственное, что осталось от личных вещей пилота. Возможно, летчик брал с собой бритву в полет, как особо значимый для него предмет – талисман. Может быть, это память об отце, подарившем ее повзрослевшему сыну на прощание. По словам родственников, между Георгием и Борисом Евсеевичем были особо теплые отношения. Отца Георгий очень любил. Сейчас эта священная для нас реликвия хранится в экспозиции школьного музея, посвященной летчику Прохорову.

Накануне 70-летия Великой Победы, 23 апреля, на Старом кладбище Геленджика с соблюдением военных почестей прошла торжественная церемония погребения девяти летчиков, погибших в кровопролитных воздушных боях в кубанском небе. Среди погребенных героев был и Георгий Прохоров. Проводил дядю в последний путь и племянник Борис Владимирович Перевалов.

(При написании статьи использовались материалы, предоставленные Е. Порфирьевым «Кубанский плацдарм»)

В.П.ПОНОМАРЕВ,

педагог дополнительного образования Дома детского творчества г. Абинска

5 комментариев

Сохранен как Статьи

5 ответов на Последний бой сержанта Георгия Прохорова (из истории воздушных боев на Кубани)

  1. Лариса Владимировна

    Моя мама, ей сейчас 90 лет, рассказывала о гибели советского самолета в первых числах мая 1943г (в поминальный день) над ст. Федоровской Абинского района в районе Федоровского кладбища. Летчик погиб. Я пыталась найти какие-то следы этого боя, но безрезультатно. Известно ли имя героя?

    • Андрей Трубицын

      Уважаемая Лариса Владимировна!
      К сожалению, информации по погибшему летчику над ст-цей Федоровской в архивах мне установить не удалось. Имеется информация о летчиках, погибших в прикубанской зоне Абинского района в апреле-августе 1943 года:
      1. Александров Василий Александрович, 1923 г.р., уроженец д. Казаново Рудзевского р-на Тульской обл., член ВЛКСМ с 1939 г., комсомольский билет № 10312110; младший лейтенант, пилот 298 истр. авиац. полка 219 бомбардир. авиац. див. 4 воздушной армии; призван Руднивским РВК Тульской обл. (Заречинским РВК г. Тула) в 1941 г.; награжден орденом Красного Знамени (приказ ВС 4 ВА Северо-Кавказского фронта от 05.05.1943 № 39/н); родственники: мать – Александрова Ольга Михайловна (г. Тула, ул. Штыковая, д. № 197). Погиб в воздушном бою 9 мая 1943 г. на самолете «Аэрокобра» в районе 5 километров севернее с. Варнавинское западнее ст-цы Мингрельской, сгорел вместе с самолетом. Увековечен: в поименных списках захоронений (с. Варнавинское, № 11) ошибочно указано воинское звание – ст. сержант; фамилия увековечена на мемориальных плитах воинского захоронения в ст-це Мингрельской; Архив Абинского района, ф. Р-179, оп. 1, д. 10, Книга Памяти Абинского района, л. 54
      Основание: ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 42, л. 32, оп. 682526, д. 554, л. 4, 12-13, ф. 58, оп. 18001, д. 46, л. 114, Книга памяти. Тульская область. Том 1, Том 2, с. 30; донесения о безвозвратных потерях от 28.05.1943 № 20568, Приказ об исключении из списков ГУК НКО СССР от 22.06.1943 № 381
      2. Емельяненко Петр Федосеевич, 1922 г.р., уроженец г. Клинцы Орловской обл., член ВЛКСМ с 1939 г.; младший лейтенант, пилот 293 истр. авиац. полка 287 истр. авиац. див. 51 Гв. бомбардировочного авиац. корпуса дальней авиации 4 возд. армии; призван Клинцовским ГВК Орловской обл. в 1940 г.; родственники: мать – Емельяненко (Орловская обл., г. Клинцы), дядя — Емельяненко Прокофий Корнеевич (г. Москва, ул. Остаповское шоссе, д. Граворотово, д. № 31, кв. № 8). Не вернулся с боевого задания (пропал без вести) 3 мая 1943 г. при прикрытии своих войск в р-не ст-цы Мингрельской на самолете Як-1. Увековечен: Архив Абинского района, ф. Р-179, оп. 1, д. 10, Книга Памяти Абинского района, л. 199
      Основание: ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 41, л. 367об, ф. 58, оп. 18001, д. 46, л. 119, донесения о безвозвратных потерях от 28.05.1943 № 20568, Приказ об исключении из списков ГУК НКО СССР от 22.06.1943 № 354
      3. Свислов Анатолий Иванович, 191 г.р., уроженец д. Демидово Кудеверского р-на Калининской обл. (Дворицкого с/с Бежаницкого р-на Псковской обл.), кандидат в члены ВКП(б) с 1942 г.; лейтенант, пилот (летчик) 84 «А» истреб. авиац. полка 229 истреб. авиац. див. 4 воздушной армии; родственники: отец – Свислов Иван Александрович (г. Красноярск, Первомайский пос., ул. Нейтральная, д. № 19). Погиб в воздушном бою 11 апреля 1943 г. Увековечен: в поименных списках захоронений (ст-ца Мингрельская, центр, № 114) ошибочно указано место захоронения – центр ст-цы Мингрельской; фамилия увековечена на мемориальных плитах воинского захоронения в ст-це Мингрельской; фамилия увековечена на мемориальных плитах воинского захоронения в парке 30-летия Победы в г. Абинске; Архив Абинского района, ф. Р-179, оп. 1, д. 10, Книга Памяти Абинского района, л. 201
      Основание: ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 38, л. 157, ф. 58, оп. 18001, д. 972, л. 128, Книга памяти. Краснодарский край. Том 1, с. 291, Книга памяти. Красноярский край. Том 1, с. 282, Книга памяти. Псковская область. Том 15, с. 200, донесения о безвозвратных потерях от 27.04.1943 № 16176, Приказ об исключении из списков ГУК НКО СССР от 30.05.1943 № 174)
      4. Папков (Попков) Владимир Васильевич, 1908 г.р., уроженец г. Москва, член ВКП(б); майор, командир 402 истребительного авиационного полка особого назначения 265 истребительной авиационной див. 3 истребит. авиац. корпуса 4 воздушной армии с 04.03. по 29.04.1943 г.; награжден орденом Красного Знамени (приказ ВС 4 ВА Северо-Кавказского фронта от 05.05.1943 № 38/н); призван Московским ГВК в 1930 г.; родственники: жена – Папкова Зоя Евгеньевна (Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Ленина, д. № 99). Погиб в воздушном бою 29 апреля 1943 г. (уничтожил два ФВ-190, а третий таранил), самолет упал в плавни в районе с. Варнавинского. Останки летчика вместе с кабиной в 1952 г. найдены жителями с. Варнавинского, похоронен в с. Варнавинском, перезахоронен отцом на кладбище г. Большево Московской обл. Увековечен: Архив Абинского района, ф. Р-179, оп. 1, д. 10, Книга Памяти Абинского района, л. 48
      Основание: ЦАМО, ф. 33, оп. 11458, д. 42, л. 43, д. 112, л. 21об, оп. 686044, д. 1782, л. 16-16об3, оп. 737308, д. 1, л. 248, Книга памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 10, с. 113, Масликов В.С. Крылья Победы. 402-й истребительный авиационный полк особого назначения. – М.: ООО «Русское авиационное общество» (РУСАВИА), 2006, с. 49-50, 107; донесения о безвозвратных потерях от 12.06.1943 № 0414, Приказ об исключении из списков ГУК НКО СССР от 22.06.1943 № 383, Приказ об отмене исключения из списков ГУК СА от 31.03.1953 № 174
      5. Сиднев, летчик. Погиб в воздушном бою 20 августа 1943 г., самолет упал в лиман Варнавинский в 4 километрах западнее ст-цы Мингрельской. Увековечен: Архив Абинского района, ф. Р-179, оп. 1, д. 10, Книга Памяти Абинского района, л. 274
      Основание: http://obd-memorial.ru/memorial/imagelink?path=2750bd6e-ee29-4977-9782-5b8727011080, ОБД «Мемориал», запись № 8620910, извещения боевых частей от 16.09.1943 № 03206, сообщение управления войск НКВД по охране тыла СКФ от 20.08.1943 г.

  2. Нина Петровна

    Спасибо за Память, за восстановленную историю судьбы одного из защитников нашей Родины в годы Великой Отечественной войны. За кратким этим рассказом стоят годы поисковой работы… Спасибо.

  3. Лариса Владимировна

    Добрый день! Весьма вероятно, что именно Емельяненко Петр Федосеевич, не вернувшийся с боевого задания (пропал без вести) 3 мая 1943 г. при прикрытии своих войск в р-не ст-цы Мингрельской на самолете Як-1, разбился над Федоровским кладбищем. С детства от своей бабушки, жительницы ст.Федоровской, знаю, что самолет разбился в родительский день на глазах у местных жителей, собравшихся на кладбище. Сейчас уточнила, родительский день в 1943г. был во вторник 4 мая, но в Федоровской, как и везде на Кубани на кладбище ходят не во вторник, а в понедельник, т.е. 3 мая. Понимаю, что сейчас выяснить точные факты невозможно, т.к. живых очевидцев не осталось, и вряд ли сохранились в Федоровском сельсовете документы о захоронении на кладбище останков летчика в 1943г.
    С уважением Л.В.

    • Андрей Трубицын

      Лариса Владимировна, большое спасибо за информацию. Благодаря ей можно с уверенностью утверждать, что местом захоронения летчика П.Ф. Емельяненко является ст-ца Федоровская, а не ст-ца Мингрельская, как было указано в Книге памяти Абинского района. Внесем уточнения в Книгу памяти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *