Из истории благочиния церквей и духовенства Абинского казачьего полка: к вопросу о развитии церковной жизни в Закубанье

История Русской Православной Церкви и кубанского казачества неотделимо соединены между собой. Именно Православие оказывало сильнейшее влияние не только на мировоззренческие установки, но и на повседневную жизнь и быт казаков. Именно благодаря духовенству РПЦ происходила успешная адаптация переселенцев на неведомых им землях, улучшалась материальная составляющая их жизни, предпринимались активные попытки для повышения уровня грамотности и развития образования в области.

Настоящая работа призвана осветить разностороннюю деятельность духовенства благочиния Абинского казачьего полка Ставропольской и Екатеринодарской епархии в период 1863-1871 гг. При этом, конечно, необходимо упомянуть о несомненном достоинстве уже существующих опубликованных исследований. Стоит отметить представляющее интерес исследование В.П. Пономарева «Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века», в котором, хотя и кратко, но все же дается описание духовной стороны жизни населения Закубанья [1]. Роль духовенства в быте казаков также раскрывается в труде архивариуса Кубанского казачьего войска И.И. Кияшко «2-й Таманский, Адагумский и Абинский конные полки Кубанского казачьяго войска (исторический очерк)», который оставил довольно обширные сведения об освоении и колонизации Закубанья. Помимо вышеупомянутых исследований в настоящей работе использованы архивные документы, находящиеся на хранении в Государственном архиве Краснодарского края (далее – ГАКК), в частности, в фондах № 252 «Войсковое хозяйственное правление Кубанского казачьего войска», № 351 «Полковое правление Псекупского полка Кубанского казачьего войска», № 352 «Полковое правление Абинского полка Кубанского казачьего войска» и № 389 «Управление Натухайского военного округа».

Как известно, казаки были глубоко религиозными людьми и считали Церковь одним из главных социальных институтов. Кубанское казачье войско в результате реформы 1860 г. в административном отношении было поделено на несколько частей: вначале конных полков и бригад, а затем – уездов и отделов. До 1 января 1871 г. войско составляло 6 бригад и несколько казачьих полков. Об одной из частей войска – Абинском конном полке – и духовной составляющей жизни его населения на примере развития станичных приходов и пойдет речь в настоящей статье.

Территория современных Северского и Абинского районов Краснодарского края вошла в состав Российской империи 3 сентября 1829 г. Традиционные мирные методы вживления вновь приобретенных земель в общую ткань Российского государства здесь не сработали. Поэтому 24 июня 1861 г. императором Александром II был подписан высочайший рескрипт на имя графа Евдокимова «О заселении Северного Кавказа», которым повелевалось начать освоение Закубанья силами казаков Кубанского казачьего войска.

 В начале января 1863 г. в Главном штабе Кавказской армии возник проект возведения 21 станицы со стороны восточного берега Черного моря, в том числе и 11 станиц на пространстве между Абином и Хаблем. Из последних предполагалось сформировать Шапсугский казачий полк. Однако командующий Кавказской армией великий князь Михаил Николаевич не утвердил это наименование и в документах, начиная с 25 марта 1863 года, полк называется уже Абинским. Не была высочайше одобрена и первая кандидатура командира. Тогда же в марте граф Евдокимов намеревался поручить формирование нового полка полковнику Головинскому, но первым командиром стал подполковник В.Е. Фролов. Он был снабжен подробной инструкцией по устройству новых станиц.
Подполковник Фролов уже в начале апреля приступил к формированию полка. Этот процесс завершился, когда в закубанском крае были водворены 8 станиц: Абинская, Шапсугская, Эриванская, Мингрельская, Ахтырская, Хабльская, Грузинская и Ильская. Штаб полка разместился в станице Хабльской. 3 сентября 1863 года последовал именной указ о сформировании в Кубанском казачьем войске Абинского конного полка [2].

О духовном окормлении поселенцев новых станиц начальство заботилось со всей положенной для этого дела ответственностью. В указе войскового правления Кубанского казачьего войска сообщалось: «По приказанию командующаго армиею, в станицах, поселенных на передовых линиях предгорий Западной части Кавказского хребта, вместе с переселенцами должны прибывать священно — и церковнослужители для совершения богослужений и вообще христианских треб» [3]. Вскоре после образования полка было учреждено и благочиние церквей и духовенства.

Священник Е.П. Тимофеевский. Фото 1870-х гг.

Священник Е.П. Тимофеевский. Фото 1870-х гг.

В новые станицы назначались для исполнения духовных треб священники и псаломщики, прибывавшие из Владимирской, Калужской, Тульской, Костромской и Тверской епархий [4]. Многие станицы полка были заселены бывшими азовскими казаками, которые переселились на новые места вместе с своим духовенством. Так казаки станицы Покровской Азовского казачьего войска переселились в станицу Хабльскую (Холмскую) вместе с священником Василием Коробчанским. Однако по прибытии переселенцев на водворение в станицу оказалось, что в ранее к ней уже был назначен священником Ефимий Тимофеевский, прибывший из Владимирской епархии. 2 августа 1863 г. священник Коробчанский подал прошение о возвращении в Екатеринославскую епархию, которое и было удовлетворено [5]. Подобным образом вместе с переселенцами станицы Никольской Азовского войска, сопровождая войсковые религиозные святыни, прибыли священник Иоанн Дементьев и причетник Ефим Белоусов, которые и составили основу церковного причта в ст. Северской. Духовенство, переселяясь вместе с казаками активно способствовало адаптации в новой для них социокультурной среде [6].

Отец Евфимий Тимофеевский позже был назначен первый благочинным церквей и духовенства Абинского полка, возглавив новый церковный округ. Довольно скоро отец Евфимий заслужил всеобщее признание и высокий авторитет. Современники отмечали его глубокий ум, невероятную энергию и старательность, а особенно – его бескорыстное служение Православной Церкви. Именно священником Е. Тимофеевским, избранным членом Кубанского областного статистического комитета, было составлено первое статистико-этнографическое описание станицы Холмской с краткой запиской о происхождении первых жителей станицы по программе, разработанной секретарем комитета Е.Д. Фелицыным [7].

На землях Абинского полка войсковое руководство вскоре запланировало возведение новых станиц Пшадской и Береговой, однако это решение было отменено наместником императора на Кавказе. Назначенные в станицы священники: в Пшадскую – Димитрий Хомяков и в Береговую – Георгий Семеновский 30 апреля 1863 г. были переведены: первый – в станицу Мингрельскую, а второй – в станицу Ильскую. В остальные новообразованные станицы полка главным священником Кавказской армии были утверждены настоятелями: в Абинской – Андрей Волоцкий, в Шапсугской – Александр Тиюмиров (Тиюширов?), в Эриванской – Яков Смирнов, в Антхирской (Ахтырской) – Василий Воинов, в Грузинской – Иоанн Сретенский [8].

Необходимо уделить внимание и материальной обеспеченности закубанского духовенства. Согласно указу Войскового правления Кубанского казачьего войска священно-церковнослужителям, назначенным в закубанские станицы, кроме определенных пособий от казны на первоначальное домашнее устройство было приказано выдавать священникам по 285 руб., а причетникам по 50 руб. Был определен и размер жалованья, получаемого духовенством. Из войскового капитала священником полагалось 200 руб. 70 коп., причетникам же по 51 руб. 43 коп. в год [9]. Переселяясь в новопоселенные станицы, духовенство испытывало все трудности наравне с простыми казаками. Тяжелые условия жизни и служения затрудняли жизнь священников. Принимая это во внимание Полковое правление предписывало станичным обществам оказывать посильную помощь местному духовенству. В частности, в 1864 г. правлением было предложено населению ежемесячно выделять на причты своих станиц из получаемых ими продовольственных пайков по ½ фунта муки и по половинному – ¼ фунта. Это количество, оставленное каждым жителем в пользу духовенства, «ни чуть не затруднит жителей и даже при получении для себя провианта не будет заметно», – говорилось в предписании правления [10].

Следующим этапом развития церковной жизни в Абинском полку стало строительство молитвенных домов. В каждой станице казаками выбиралось самое красивое и по возможности возвышенное место, на котором начиналась стройка.

К концу августа 1863 г. в станице Абинской был построен молитвенный дом, освященный в честь любимого казачьего святого – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских. 20 августа началось строительство молитвенного дома в честь святого князя Александра Невского в станице Эриванской, оконченное к концу сентября [11]. В станице Шапсугской строительством занимались крестьяне Курской губернии, а сам молитвенный дом представлял из себя деревянный сруб с небольшим куполом. К началу августа он был окончен [12]. В этом же году были возведены молитвенные дома в станицах Антхирской и Грузинской. 12 сентября на станичном сходе жителей ст. Мингрельской было начать строительство молитвенного дома в память святого Димитрия Солунского. 26 сентября жители приступили к постройке [13].

Возведение молитвенного дома в ст. Ильской было начато в июне, однако длилось более года. В своем письме к благочинному от 5 октября 1864 г. священник Георгий Семеновский сетовал на медлительность станичников, указывая на пагубные последствия: не доделав крышу, жители оставили молитвенный дом неоконченным, вследствие чего от дождя утварь, находившаяся в нем, начала мокнуть и преть [14].

В центре благочиния – станице Хабльской – молитвенный дом существовал еще до водворения мирных казаков-переселенцев – он был построен силами войск Адагумского военного отряда для собственных нужд, где богослужения совершал священник отряда Захарий Исааков вплоть до его расформирования в 1864 г. После поселения станицы богослужения и требы о. Захарий начал совершать совместно с священником Е. Тимофеевским.

Незаменимым человеком в жизни прихода был церковный староста (ктитор). Должность старосты была введена еще в 1721 г. Согласно высочайше утвержденным правилам, изложенным в инструкции церковным старостам от 17 апреля 1808 г., в обязанности старосты входила торговля свечами, хранение церковных денег и вообще всех церковных средств. Также староста был обязан вести приходо-расходные книги, имеющиеся в каждом храме. На него возлагались покупки необходимых для прихода вещей, руководство подрядами и церковными стройками. Будучи представителем общины, староста следил за сохранностью приходского имущества, но не имел права расходовать церковные средства самостоятельно. В своих действиях староста находился под контролем причта, беспрекословно повинуясь архиерею. Церковный староста, на все время нахождения в этой должности (3 года), освобождался от несения внутренней службы и повинностей по станице.

Кандидат, представляемый на должность старосты, проходил одобрение вначале на станичном сходе в присутствии церковного причта, начальника станицы и правления, а затем их решение утверждалось главным священником Кавказской армии. В 1864 г. последовало назначение местных жителей на должности старост в станицах полка. 15 июня главным священником Кавказской армии протоиереем Стефаном Гумилевским были утверждены избранные станичными правлениями в должности старост на три года: в Хабльской (Холмской) – Мелентий Лысов, в Абинской – отставной казак Василий Иванов, в Ильской – урядник Авраама Окунь, в Эриванской – Зиновий Горденко, в Антихирской (Ахтырской) – Емельян Кучма, в Шапсугской – урядник Григорий Пивин, в Грузинской – Григорий Прохазов, в Мингрельской – Павел Самсонов [15].

Каждый причт через старосту должен был все церковные суммы отправлять к главному священнику армии, который уже затем препровождал их в Войсковое правление. В Войсковом правлении же деньги разделялись на свечные и собственно церковные суммы, которые отправлялись под проценты в банк. При необходимости именно из этих сумм впоследствии выделяются субсидии для строительства или ремонта церквей, церковных школ, содержания причта. Из свечных сумм ассигновались средства на содержание духовных училищ детей бедного войскового духовенства, выдачу пособий пострадавшим от пожаров и осиротевшим семьям духовного сословия [16].

В отношении церковного имущества и утвари многие церкви в первые годы были совершенно бедны. Так, в 1864 г. из штаба расформированного Адагумского отряда отправился на новое место дислокации Северский драгунский полк, захватив с собой иконостас, престол и другую церковную утварь из молитвенного дома ст. Хабльской. Долгое время церковный причт, совершенно не располагая никакими средствами, не мог приобрести необходимую для богослужения принадлежности. Подобная ситуация царила и в других станицах. Побывав в том же году в храме ст. Шапсугской, благочинный констатировал полное отсутствие утвари: в молитвенном доме не было ни престола, ни иконостаса, ни облачений. Для разрешения этой проблемы в 1864 г. по постановлению Полкового правления каждый причт предоставил список необходимой утвари, в которой в основном значились напрестольные кресты, Евангелия, Дарохранительницы, копие, лжицы, кандии, подсвечники, венцы для брачующихся и др. В этих целях на каждый причт было выделено по 850 руб., которые должны направлялись исключительно для покупки утвари. Каждое станичное общество, согласовав с местным священником список утвари, отправляло выборных казаков в г. Керчь или Ростов-на-Дону, где можно было купить необходимые принадлежности.

Несмотря состоявшиеся назначения в станицы священников, во многих молитвенных домах не было даже Антиминсов, необходимых для совершения литургии. Жители, нуждаясь в св. Причастии и богослужении, через своих священников обратились к благочинному с просьбой о ходатайстве в получении для молитвенных домов полка Антиминсов. Вскоре таковые им были получены и разосланы по станицам [17].

В 1864 г. в Закубанском крае было положено основание новым 24-м станицам, четыре из которых вошли в состав Абинского казачьего полка: Северская, Азовская, Дербентская и Папайская. Первые две станицы были основаны преимущественно выходцами из станицы Никольской Азовского казачьего войска. Выше уже говорилось о прибывшем вместе с переселенцами в ст. Северскую священнике Иоанне Дементьеве и причетнике Е. Белоусове, которые были утверждены на вакантные места главным священником Кавказской армии 3 марта 1865 г. Строительство молитвенного дома в ст. Северской мещанином Тамбовской губернии Михаилом Гребенниковым началось 18 октября 1864 г. после получения жителями войсковой ссуды в размере 2000 руб.. 11 июня 1865 г. строительство было завершено, одновременно с утверждением в должности церковного старосты казака Ивана Коваля [18]. Молитвенный дом был деревянный, в длину 20 аршин и в ширину 10 аршин с крыльцами с двух сторон и колокольней. Постройка обошлась станичникам в 400 руб.

Необходимо затронуть и вопрос обеспечения молитвенного дома необходимой утварью. Прибыв из Азовского войска, казаки привезли с собой и собственные войсковые святыни и утварь, которые сопровождал священник И. Дементьев и причетник Ефим Белоусов. Однако азовские казаки были расселены сразу по двум станицам: Северской и Азовской, в то время как святыни остались у части переселенцев, поселенных в Северской. Поэтому на станичном сходе 27 февраля 1866 г. жители ст. Азовской (бывшие азовцы) постановили поровну разделить привезенную из ст. Никольской церковную утварь между ними и северцами. 25 апреля 1867 г. собралась комиссия, состоящая из начальников станиц Северской и Азовской сотника Пирогова и хорунжего Г.М. Волика, благочинного полка Е.П. Тимофеевского и священников И. Дементьева и В.Веселова. В результате этого в станицу Азовскую отправили среди прочего: крест кипарисный ручной, дискос, звездицу, лжицу, копие, напрестольное Евангелие, потир, лампады, дарохранительницу, икону святителя Митрофана в серебряном киоте, святого Георгия Победоносца в таком же киоте и разные парчовые священнические и диаконские облачения [19].

Несмотря на то, что священник Василий Воинов был назначен в ст. Азовскую еще 13 августа 1865 г., жители долго не приступали к строительству молитвенного дома. Лишь через почти год, 11 августа 1866 г., с разрешения Полкового правления началось строительство молитвенного дома в память великомученика Георгия. Станичным обществом был заключен договор с крестьянином Тамбовской губернии Кириллом Девятовым, который к концу октября завершил строительство. Рубленный молитвенный дом с камышевой крышей был построен за 300 руб. серебром, длинной он был 20 аршин, шириной 12, с 3 дверями и 9 окнами. Уже вскоре в должности церковного старосты был утвержден казак Матвей Гац и получен Антиминс для совершения Литургий [20].

Ученики станичной школы вместе с священником Николаем Лещенко (предположительно). Ст. Мингрельская. Фото 12 мая 1913 г. с сайта Свято-Дмитриевского храма ст. Мингрельской.

Ученики станичной школы вместе с священником Николаем Лещенко (предположительно). Ст. Мингрельская. Фото 12 мая 1913 г. с сайта Свято-Дмитриевского храма ст. Мингрельской.

Географическое расположение некоторых станиц полка совершенно было неудобно для поселения казаков. Так, 31 июля 1865 г. на многочисленные просьбы жителей о переселении в более удобные места последовал именной указ императора Александра II, объявленный в приказе военного министра, «О упразднении некоторых станиц в Кубанском казачьем войске». Согласно приказу № 122 в Абинском полку были упразднены станицы Мингрельская и Грузинская. Некоторая часть жителей ст. Грузинской осталась на прежнем месте, а прочих расселили по другим населенным пунктам, преобразовав бывшую станицу в поселок Грузинский [21]. Священник ст. Грузинской был переведен на новое место служения, а молитвенный дом за ненадобностью подлежал продаже. 16 февраля 1866 г. Хабльское станичное правление в рапорте испрашивало разрешения на продажу. С аукционного торга молитвенный дом был продан уряднику Чистякову за 20 рублей. Церковная утварь ст. Грузинской была передана в ст. Азовскую, где она была получена 2 апреля 1867 г. за исключением лишь колокола. Этот колокол бывшие жители ст. Грузинской, переселившиеся в Хабльскую, по праву собственности решили оставить в станице. В числе утвари азовцы получили: большой деревянный крест, два священнических облачений, иконы Спасителя, Владимирской Божией Матери и 19 других, две лампады и подсвечники. В том же году жители Азовской заключили договор на сооружение иконостаса на сухом липовом дереве с временно обязанным крестьянином Курской губернии Феодором Игнатьевым за 245 руб. [22].

К концу 60-х гг. XIX в. происходят смены и новые назначения в причты молитвенных домов. В 1867 г. настоятелем ст. Эриванской был назначен священник 103-го пехотного полка Иоанн Немаловский. В этом же году от должности причетника был освобожден казак Леонтий Мироненко, а на его место перемещен причетник ст. Северской Ефим Белоусов. В 1868 г. священник ст. Ильской Георгий Семеновский был перемещен в ст. Крымскую, а на его место назначен священник Стефан Ключанский [23].

Итак, к началу 1870-х гг. территории бывших враждебных горцев были окончательно освоены и заселены в результате проводимых правительственных колонизационных программ. Конфессиональная политика власти, способствовавшая развитию Церкви в Закубанье, укрепляла и поддерживала положение местного духовенства, которое даже несмотря на бедность, старалось всячески способствовать адаптации казаков-переселенцев на новых местах.

Н.В. КИЯШКО,

член Северского отделения РОИА

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Пономарев В.П. Очерки истории основания закубанских станиц в середине XIX века. Краснодар, 2007. С. 3.
  2. Кияшко И.И. 2-й Таманский, Адагумский и Абинский конные полки Кубанского казачьяго войска: исторический очерк // Кубанский сборник. Т. 14. Екатеринодар, 1909. С. 410.
  3. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 352. Оп. 1. Д. 168. Л. 1.
  4. Кияшко И.И. Указ. соч. С. 414.
  5. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 385. Л. 215 – 216, 239.
  6. Кияшко Н.В. Некоторые факторы в процессе адаптации казаков Азовского казачьего войска в Закубанье во второй половине XIX века // Перспективы развития научных исследований в 21 веке: сборник материалов 4-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 28 февраля, 2014 г.). Махачкала, 2014. С. 69.
  7. Кияшко Н.В. Приходское духовенство в социальной структуре населения Российской империи: штрихи к портрету // Вестник архивиста Кубани. 2014. № 9. С. 83-89.
  8. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 385. Л. 231об, 233.
  9. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 74. Л. 83.
  10. ГАКК. Ф. 352. Оп.1. Д. 137. Л. 8, 8об.
  11. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 20. Л. 5.
  12. ГАКК. Ф. 252. Оп. 2. Д. 858. Л. 129-130.
  13. ГАКК. Ф. 389. Оп. 1. Д. 12. Л. 12.
  14. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 129. Л. 8.
  15. ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 25. Л. 7; Ф. 252. Оп. 2. Д. 102. Л. 77.
  16. ГАКК. Ф. 351. Оп. 1. Д. 25. Л. 2-6об.
  17. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 129. Л. 36, 36об, 1, 1об.
  18. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 102. Л. 91; Д. 133. Л. 2.
  19. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 337. Л. 3, 9, 17 – 20об, 34.
  20. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 311. Л. 136; Д. 338. Л. 49.
  21. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ). Собр. 2. Т. 40 (1865). СПб., 1867. Ст. 42356.
  22. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 338. Л. 6, 10, 11, 55.
  23. ГАКК. Ф. 352. Оп. 1. Д. 399. Л. 1 – 21. Кавказские епархиальные ведомости. № 8. 1885. С. 305.

Материал опубликован: Кияшко Н.В. Из истории благочиния церквей и духовенства Абинского казачьего полка: к вопросу о конфессиональной политике Российской империи в Закубанье // Вестник ИМСИТа. № 1. 2015. С. 71-74.

Оставить комментарий

Сохранен как Статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *