Страницы истории Ахтырского храма

Точных сведений о начале строительстве молитвенного дома в станице в архиве не сохранилось. Но название церкви «Рождества Пресвятой Богородицы» дает возможность предположить, что он был заложен 7 (21) сентября 1863 года. В основном все казаки были православными и среди первых зданий, которые они возводили, были и молитвенные дома или храмы. По традиции, существовавшей в те времена, святой, чьим именем был назван храм, считался покровителем станицы, в его честь устраивались ежегодные престольные праздники, на которые приглашались гости из соседних станиц.

Полковое начальство довольно строго следило за церковной жизнью в станицах. Среди множества предписаний по этому поводу обращает на себя внимание одно, в котором командующий полком Фролов строжайше приказывает станичному правлению по праздничным и воскресным дням до окончания церковной службы никаких сходок не совершать. «Собирать жителей всегда после обедни, если будет нужно, так чтобы люди шли сначала слушать Божественную Литургию, а по выходе из церкви собирались у станичного правления и оканчивали свои житейские дела». Далее подполковник Фролов напоминает, что «этого требует от каждого христианина долг, совесть и закон и этим будет соблюдена четвертая заповедь Спасителя: «шесть дней делай, а седьмой день – Господу Богу твоему».

К началу 1864 года молитвенный дом был построен, и площадь при нем была огорожена плетнем.

Молитвенный дом деревянной постройки в длину 19 аршин, в ширину – 10 аршин с 7 окнами и 3 дверьми, покрыт камышом. На его строительство ахтырчанами было собрано 146 рублей серебром.

При строительстве молитвенного дома жители станицы Марьинской передали колокол. В последствии в 1869 году за предоставленный колокол жители станицы Марьинской вырубили в Ахтырском станичном заповедном лесу и вывезли к себе 80 бревен.

Церковной утвари в церкви было не много, так на 18.10.1864 года в ней имелось: Икона с изображением Спасителя под разноцветным стеклом с позолотою (стоимостью 70 руб.), Евангелие в томпаковых палстурах вызолоченная (стоимостью 57 руб.), крест ручной бронзовый (стоимостью 7 руб.), ковшик бронзовый (стоимостью 70 руб.), два колокола: один в 14 пудов 39 фунтов, другой в 3 пуда 6 фунтов (стоимостью 321 руб. 41 ½ коп.), церковные книги (стоимостью 51 руб.).

Вместе с переселением в новые станицы были назначены для исполнения духовных нужд священники с причетниками из епархий Владимира, Калуги, Костромы, Твери. В соответствии с приказом по Кавказской Армии № 464 от 31.10.1862 года в каждую вновь заселяемую станицу было назначено по 1 священнику и по 2 церковных причетника, которые прибывали в станицу с необходимой утварью для совершения богослужений и христианских треб. Первым станичным священником был назначен священник Тульской епархии Василий ВОЛНОВ, прослуживший в станице до июня 1864 года. До его прибытия с середины мая до августа 1863 года исполнял обязанности станичного священника Яков СМИРНОВ. Для исправления причетнической должности был назначен Иосиф ДИАКОНОВ, прибывший в станицу 26 июля 1863 года из Калужской губернии.

5 ноября 1866 года станичное общество просило командира Абинского конного полка разрешить строительство церкви вместо имеющегося молитвенного дома. Два года станичники не получали разрешения на это строительство, и вновь 10 декабря 1868 года они обращаются к начальству с этой же просьбой и только в 1870 году получают разрешение и приступают к строительству станичной церкви. Кроме 10 000 рублей выделенных от казны на строительство церкви,.

12 мая 1870 года было начато строительство деревянной церкви на каменном фундаменте и пристройки. На строительство церкви было затрачено 15400 рублей серебром, из которых согласно Положению о заселении предгорий Западного Кавказского хребта 10 000 рублей было отпущено из казенно-войсковой суммы, а 5 400 рублей было собрано жителями по раскладке, в том числе 1200 рублей от сиротской суммы, 144 рублей с экономической суммы и 456 рублей собственных средств. Многие, не имея больших средств, были вынуждены для выплаты необходимой суммы с семьи на строительство храма продавать домашний скот. Для постройки церкви было доставлено жителями станицы 2,5 сажени бутового камня, 2 сажени песка, 50 четвертей извести.

Станичники очень ответственно подходили к строительству церкви. Для выбора строительного материала станичники доставили войсковому архитектору образцы породы песчаника и камня. Проведя исследования, войсковой архитектор признал, что камень из ущелья станицы Ахтырской возможно использовать для строительства, но лучше использовать камень из ущелья, расположенного вблизи станицы Эриванской. Войсковой архитектор Чернов рекомендовал подрядчику Посполитаки использовать раствор для фундамента в пропорциях 1/5 части извести с примесью 4/5 песка, что в последствии подрядчиком неукоснительно соблюдалось. Учитывая, что доставка бутового камня из станицы Эриванской могла повлечь увеличение сметной стоимости, жители станицы использовали бутовый камень из ущелья станицы Ахтырской.

Станичное общество заключило контракт на постройку церкви с подрядчиком Керченским 2-ой гильдии купцом Евстафием Посполитаки. Перед началом строительства подрядчик совместно с депутатами от станицы выбрали место для храма. Но как только подрядчик начал строительство, выяснилось, что место было выбрано покатое с горки и необходимо было возвысить на низменной части цоколь. Подрядчик требовал от станичного общества увеличения сметной стоимости, но общество не соглашалось ее увеличить, требуя, чтобы подрядчик выполнял работы согласно утвержденной сметы и по подобию церкви, построенной в станице Холмской. 15 октября 1871 года строительство церкви было окончено.

В конце октября 1924 года церковь в станице сгорела. Некоторые ахтырчане обвиняли в случившемся комсомольцев, считая, что они таким радикальным способом решили бороться с религиозным влиянием на ахтырчан. Надежда Тихоновна ПЕТРЕНКО (урожденная ТЕРЕЩЕНКО) рассказывала: «Церковь была деревянной, красивой. Ночью подняли женщин, так как мужчины ушли в центр. Многие ахтырчане считали, что церковь подожгли комсомольцы. Говорили, что колокола звонили до последнего, и когда падала звонница, люди упали на колени, плакали, рвали на себе волосы, проклинали тех, кто это сделал. Когда один из поджигателей погиб, то люди говорили, что это ему божья кара за грех». Вследствие произошедшего отношение станичников к коммунистам и комсомольцам изменилось в худшую сторону.

После того как церковь сгорела, ахтырчане хотели восстановить ее на прежнем месте, но совершенно иное мнение было у райкома ВКП(б). Партийное бюро считало, что начала строительства нового храма совершенно недопустимо и противоречило проводимой антирелигиозной политики и поручило станичной партийной ячейке провести соответствующую работу по разложению производимой постройки, доказав населению нецелесообразность строительства церкви, повернув все средства на культурные надобности.

Краснодарским Епархиальным управлением были выделено 20 000 рублей на строительство церкви в станице. Но, несмотря на это, бюро Абинского райкома ВКП(б) 9.03.1929 года приняло решение: «Поручить фракции районного исполнительного комитета использовать все моменты по недопущению постройки церкви, на общегражданских собраниях добиваться постановления по постройке на этом месте школы».

Исполняя поручение Абинского райкома ВКП(б), местной партийной ячейкой в первых числах апреля 1929 года был поставлен вопрос на объединенном собрании партячейки и ячейки ВЛКСМ станицы об усилении антирелигиозной работы, налаживании деятельности антирелигиозного кружка среди населения, и было принято решение повести работу среди населения об использовании материалов и фундамента, заложенного после пожара под церковь на строительство на этой площади школы, в которой станица нуждается и тем самым не допустить строительство храма. Такое решение партийной и комсомольской ячеек вызвало разные кривотолки среди религиозного обновленчества (в станице имелось ряд сект, а также верующие, поддерживающие политику патриарха Тихона), населения об отобрании строящейся церкви станичным Советом и партийной ячейкой. 5 апреля возле станичного Совета собралось около 600 человек верующих и потребовали председателя стасовета и секретаря комячейки для объяснения по этому поводу и протеста против таких решений. Собравшимся председателем Совета и секретарем ячейки был разъяснен порядок выполнения этого решения на основе существующих законов, они пообещали собравшимся, что этот вопрос будет обсужден на общем собрании верующих и вообще граждан станицы и только по их решению может быть использован строительный материал для строительства школы. Данное решение удовлетворило многих станичников, но не всех.

Предстоящему обсуждению этого вопроса готовились как сторонники идеи строительства школы на месте сгоревшей церкви, так и противники.

Противниками идеи проводились подпольные собрания кулаков и антисоветского элемента, хождение и агитация по кварталам против Советской

власти и партии большевиков. Выдвигались следующие лозунги: «Долой коммунистов», «Советская власть без коммунистов», против самообложения и заготовок, против весенне-посевной компании. Использовалась и классовая вражда. Противники существующей власти утверждали, что коммунисты не дают развиваться казачьим хозяйствам, убивают казацкую вольность. Жителям станицы предлагалось сделать свой выбор между коммунистами и казаками. Батракам и отдельным красным партизанам дарили подарки и спаивали их, обещали запашки бедноте и помощь в весенний сев, самым стойким угрожали.

Сторонники идеи вынесли рассмотрение вопроса о строительстве церкви на собрания: профсоюзные, бедноты, колхозников, на переменный и допризывный состав станицы, где этот вопрос был поддержан. На 14 апреля 1929 года было созвано расширенное делегатское собрание. 14 апреля после предпасхального богослужения в основном женщины и дети направились к станичному Совету с протестом против отобрания церкви, в виду того, что на проведенных собраниях вопрос прошел с полным успехом, что собирают женщин, которых тоже обманут и тогда уже будет трудно бороться, поскольку даже общество верующих будет расколото. Собравшиеся (около 1500 человек, преимущественно несовершеннолетних подростков и женщин) на выдвинутые требования не только не дали выступить с разъяснениями представителям власти, но отдельные зачинщики беспорядков дошли до попытки избиения членов Совета и членов партии коммунистов. Часть собравшихся женщин и делегаток решили пойти в нардом на назначенное собрание, что вызвало в толпе шум и возмущение, высказывались требования на делегатское собрание не идти. Несмотря на это, собравшиеся женщины пошли в нардом, но ввалившаяся вместе с ними толпа, пришедшая от станичного Совета, собрание сорвала.

Прибывшая 22 апреля 1929 года в станицу комиссия в составе представителя от Кубокружкома ВКП(б) Кострицина, секретаря Абинского райкома ВКП(б) Садикова, представителя Кубокружкома Шампа и представителя Абинского РИКа Федорова, ознакомившись с ситуацией на месте и выяснив обстоятельства из проведенных гражданских и общественных организационных собраний, а также на основании следственного материала по делу об антисоветском выступлении граждан на религиозной почве против Ахтырского станичного Совета и местной партийной ячейки считала необходимым проведение следующих мероприятий:

1) зачинщиков кулаков и антисоветских элементов и подстрекателей из станицы Ахтырской изъять и применить к ним меры высылки за пределы края;

2) начатую работу местными организациями среди населения о постройке вместо церкви школы продолжать;

3) просить Окружком отпустить кредитов в 25 000 рублей для постройки школы в счет будущего самообложения станицы Ахтырской.

Сегодня невозможно узнать судьбу тех ахтырчан, кто выступал за строительство церкви, но после этих событий строительство церкви в станице больше не велось. В те годы не была построена на месте станичной церкви и школа, и лишь в 1961 году было начато строительство нового здания школы №

10 на бывшей церковной площади. Сегодня во дворе десятой школы ещё можно увидеть фундамент станичного храма, который был построен ахтырчанами в далеком 1871 году.

В апреле 1993 года жители поселка обратились к епископу Краснодарскому и Кубанскому Исидору с просьбой благословить строительство церкви на территории поселка. До решения вопроса строительства церкви и начала службы в новой церкви Малый Совет Ахтырского поселкового Совета народных депутатов 21 апреля 1993 года выделяет здание по улице Советской, 34 для верующих под молитвенный дом. Реставрировали его за счет пожертвований прихожан и организаций, расположенных на территории поселка. 20 сентября 1993 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы состоялось открытие православного храма. Первую службу, за прошедшие 64 года, отслужил настоятель храма отец Павел Польдяев.

Андрей Трубицын

Оставить комментарий

Сохранен как Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *